суббота, 17 сентября 2016 г.

Театральный проект как способ повышения мотивации учащихся

Переход к новым образовательным стандартам подразумевает приобщение учащихся к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов является одним из путей решения этой задачи.
Он открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и исследовательскую деятельность.
Эта форма работы создает благоприятные условия для развития учащихся как самостоятельной, творческой личности. Данный вид работы также учит учащихся умению правильно отбирать материал и ориентироваться в потоке информации. 
      Существуют различные типы проектов: исследовательские, информационные, и т.д., но для начальной и средней ступени обучения наиболее удачным считаю творческий проект. Творческий проект предполагает соответствующее оформление результатов. Он, как правило, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. 
       В данной работе я хотела бы поделиться опытом реализации творческого проекта в рамках внеурочной деятельности, а именно: театрального проекта.
Основная трудность в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы сделать для ребенка иностранный язык коммуникативно-значимым, активным средством общения. Театральная деятельность на английском языке успешно совмещает решение проблем социального воспитания и образовательных задач по предмету.
       Театр всегда играл важную роль в жизни человека. Именно театр является уникальной площадкой для реализации творческих задач, изучения иностранного языка, раскрепощения и умения выступать публично. Театр – это сказочный мир, который помогает разрушить языковые барьеры и «примерить» на себя разные образы.
Название проекта: «Английский театр».
Сроки реализации: сентябрь – январь 2013-2014 учебного года.
Количество участников: 20 человек (учащиеся 6-х классов).
Цели проекта:
Образовательные - социальное образование личности; углубление знаний по предмету, расширение лексического запаса, получение дополнительной лингвострановедческой информации; комплексное применение навыков употребления изучаемых времен английского языка в монологической и диалогической речи учащихся, постановка произношения и отработка фонетических трудностей при драматизации произведений.
Развивающие – совершенствование навыков устной речи; формирование личности, способной к межкультурному общению через коммуникативные умения; развитие мышления, памяти, внимания и актерского мастерства; развитие интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности учащихся.
Воспитательные - воспитание социокультурной компетенции, направленной на формирование качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации; воспитание умения работать в команде дружного коллектива; всестороннее развитие личности ребенка средствами иностранного языка.
Задачи проекта:
  • мотивировать учащихся на изучение английского языка;
  • способствовать социализации личности ребенка через умение взаимодействовать со сверстниками: играть и работать вместе, подчинять свои интересы и желания желаниям других участников коллектива; обучение учащихся саморегуляции и налаживанию межличностных
  •  
  • развивать мотивационно-волевые качества ребенка: умения преодолеть препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению этой цели, а также умение правильно оценивать результаты собственных действий;
  • развивать творческие способности детей, их фантазию, эмоциональную отзывчивость на иностранную речь.
Этапы проекта:
1. Подготовительный: выбор репертуара, распределение ролей.
       На подготовительном этапе был выбран сценарий для постановки -  «Гамельнский крысолов». Одной из сложных задач на данном этапе было распределение ролей. Так как желающих принять участие в проекте было много, очень важно было никого не обидеть и не обойти вниманием. Важно было распределить роли с учетом возможностей каждого ученика и его способностей передать характер персонажа. Иногда ребенок, отлично наделенный актерскими способностями, к сожалению, в недостаточной мере владеет иностранным языком. Для таких учащихся тоже нашлись роли с небольшим количеством текста, но с участием в танцевальных номерах. Важно было объяснить учащимся, что нет незначительных ролей. Каждая роль может быть сыграна так, что она запомнится зрителями.
       Следующим шагом на этом этапе было изучение исторического периода, обычаев, истории создания драматического произведения с целью более глубокого понимания характеров персонажей. Конечно, все знают сказку братьев Гримм о крысолове, но выбор сценария побудил учащихся узнать больше информации об этом персонаже. Проведя исследования в интернете, они узнали об истоках настоящей легенды о таинственном крысолове или «дудочнике», которая появилась в немецком городе Гамельн, найти информацию об этом городе и обычаях, связанных с этой легендой, которые до сих пор соблюдают.
2. Работа над текстом: чтение текста с правильным произношением слов, интонацией, дикцией, артикуляцией.
       Этап работы над текстом потребовал тщательной и кропотливой работы, так как перед учащимися стояла задача четкого воспроизведения текста, правильного произношения, достижения нужной интонации и выразительности.
Основными формами организации работы на данном этапе были:
  1. Чтение и перевод драматизируемого текста;
  2. Прослушивание чтения ролей в исполнении учителя и сильных учеников;
  3. Выполнение интонационных упражнений;
  4. Работа по активизации лексики в аналогичных структурах, выявление лексико-грамматических трудностей;
  5. Выполнение творческих заданий;
  6. Беседы о характерах персонажей;
  7. Передача содержания ситуаций жестами и мимикой;
  8. Импровизация;
  9. Отработка выразительного чтения ролей.
3. Репетиционный: выход в актовый зал, работа в группах, работа над динамикой и общей формой произведения.
       Репетиционный этап занял большую часть времени, так как он длился до самого показа постановки на сцене. Учащиеся отрабатывали сценическое движение, разучивали танцевальные номера.
4. Оформительский: работа над костюмами, декорациями.
       Одновременно с репетиционным этапом начался оформительский этап работы над костюмами, декорациями и музыкальным оформления спектакля. Подготовка спектакля, его музыкальное оформление, выполнение красочных декораций – все это помогает развивать чувство прекрасного, приобщать детей к доступному им труду, расширять их кругозор. Учащиеся имели возможность проявить свои художественные способности. Они самостоятельно изготавливали некоторые элементы декораций, изготовили эскизы костюмов, предварительно проведя исследования об одежде того периода. В работе над оформлением спектакля были задействованы и родители учащихся.
5. Реализация проекта: выступление.
       В январе 2014 года состоялось первое выступление на сцене. На выступлении присутствовали учащиеся школы и их родители, которые порадовались успехам своих детей. Премьера спектакля позволила учащимся увидеть результаты своего труда, дала большой эмоциональный заряд, повысила самооценку и, конечно же, пробудила интерес к дальнейшему изучению английского языка.  
6. Рефлексия: сопоставление прогнозируемых и реально полученных результатов проекта. Анализ деятельности. Выводы.


Что дал театральный проект учащимся?     
  • Совершенствование мастерства владения английским языком;
  • Раскрепощение на сцене;
  • Возможность раскрыть свои таланты;
  • Общение со сверстниками;
  • Новые впечатления;
  • Рождение нового дружного коллектива.
       Что может быть лучшей наградой для учителя, как видеть успех своих воспитанников и услышать вопрос: «А какой будет следующий спектакль?»
       Необходимость решения нестандартных задач  требует у учащихся развития самостоятельного мышления, оперативности, целеустремленности, инициативности и творческих способностей в решении проблем. Решению всех этих вопросов в значительной степени способствует участие школьников в творческих проектах. Театральный проект стимулировал открытие учащимися ценности трудолюбия и самостоятельности, ответственности перед зрителями.
       Поставленные задачи повышения мотивации учащихся были выполнены, а подтверждением стал неподдельный энтузиазм и желание детей продолжать участие в театральных постановках.

 Список использованной литературы:
1. Копылова В.В., Методика проектной работы на уроках английского языка. Москва, «Дрофа», 2006
2. Маркова А.К., Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Просвещение, 1993.
3. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. — 2002. — №3. — С. 41–46.

Комментариев нет:

Отправить комментарий