Чтение является одним из важных коммуникативных навыков в овладении иностранным языком. Чтение рассматривается как средство обучения для развития устной речи и обогащения словарного запаса.
Активизация лексических единиц в процессе чтения и дальнейшее обсуждение прочитанного на уроке предполагает четкую целенаправленность всех упражнений и заданий, систематическую повторяемость в них лексических единиц, сочетание устных форм работы с письменными, взаимосвязь работы над лексикой со смысловым анализом прочитанного текста, сознательное стремление учащихся закреплять активизируемые лексические единицы, осознания ими значения каждого вида работы для расширения активного словаря.
Успех во многом зависит от организации самостоятельной работы учащихся с текстом до урока. Целевые задания по тексту должны быть сформулированы таким образом, чтобы они помогли ученикам правильно понять содержание текста и правильно направляли их внимание на те элементы содержания текста, которые представляют наибольший интерес на данном этапе обучения. Планируя задания по тексту, необходимо продумать не только то, что будет обсуждаться, что должны сказать учащиеся, но и то, как они скажут это.
Для сохранения и дальнейшего расширения активного словаря старшеклассников на основе чтения представляется необходимое выполнение учащимися целого комплекса постепенно усложняющихся взаимосвязанных упражнений различного типа, которые бы обеспечивали управляемую активизацию лексических единиц. Управляемая активизация лексических единиц возможна при включении их в основное русло познавательно-мыслительной деятельности школьников на всех этапах работы с текстом, а также при условии сочетания активизации нужного языкового материала и языковой практики.
Упражнения для работы с текстом определяются его характером. Упражнения можно разделить на две группы, упражнения непосредственно связанные с содержанием текста и упражнения, в которых лексические единицы рассматриваются изолированно от текста.
Первая группа упражнений:
- Выпишите из текста слова, выражающие ……
- Определите, какую часть текста можно было бы озаглавить следующим словом или словосочетанием ….
- Определите, какой из эпизодов в тексте можно было бы подытожить следующим предложением ….
- Определите, в каком из следующих значений ……употреблено данное слово в тексте.
- Распределите текст на несколько логически законченных частей и озаглавьте их.
- Сократите текст, сохранив, где возможно, следующие слова…..
- Выделите из первого (второго) абзаца ключевые слова.
- Поставьте вопросы к тексту, включив в них следующие слова….
- Составьте вопросы таким образом, чтобы ответы на них содержали следующие слова ….
- Составьте план текста, при составлении плана употребите следующие слова …..
Вторая группа упражнений:
- Выпишите из текста слова, которые вам понадобятся в беседе на тему ...
- Назовите синонимы, антонимы к словам ……
- Напишите транскрипцию к следующим словам ….
- Вспомните пословицы, поговорки, идиомы, стихи, содержащие следующие слова ….
- Сгруппируйте слова, обозначающие ….
Работа по развитию речи на основе тематически сгруппированных слов облегчается потому, что ассоциативные связи, существующие между тематически однородными словами, способствуют запоминанию и активизации их в речи, облегчают построение связных высказываний по теме. В связи с этим можно утверждать, что тематическая группировка лексического минимума может способствовать совершенствованию организации содержательной, тематико-ситуативной, коммуникативной основы учебного процесса по иностранному языку, равно как и лексической стороны устной речи учащихся.
Таким образом перечисленные приемы работы создают для ученика возможность увидеть слово изолированно и наблюдать за его функционированием в тексте, способствует усвоению его внутренней и внешней стороны, установлению ассоциации слова с естественными речевыми ситуациями.
Многократное прохождение лексических единиц через зрительный и рече-двигательный анализаторы подготавливает более легкое воспроизведение их в памяти учащихся при выполнении речевых упражнений на уроке, когда создаются условия, требующие употребления активизируемых лексических единиц.
Комментариев нет:
Отправить комментарий